Повесть Николая Васильевича Гоголя (1809−1852) "Ночь перед Рождеством" входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Впервые повесть была опубликована в 1832 году. Сюжет повести:
На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная
ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как
из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным
пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит
черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету».
Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая
тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю,
и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене
картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти
к Чубовой дочери Оксане.Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула.
Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, который решив по случаю поднятой чёртом метели, вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату. Чуб меняет голос, но сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, сочтя, что его выгнали из собственного дома кузнец, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.
Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих
высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной
из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет
замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица».
Меж тем черта, расположившегося у Солохи, спугивает Голова, не пошедший
к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных
среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и Голове,
поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной
Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб.
Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой.Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет своё издевательское условие.
Бросив мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.
Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который,
как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием
галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот.
Вакула робко
спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своём несчастье.
Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит
от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая лёгкую добычу,
черт выскакивает из мешка и садится на шею кузнеца.. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его,
становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург,
прямо к царице».
Найдя о ту пору кузнецовы мешки, девушки хотят
отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они
идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один
из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое
мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб
и дьяк.
Кузнец, прискакав
в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку,
и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице.
Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается
перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить
за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских
ее башмачков.
Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание
на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки,
получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.
В селе
в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом
наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она
плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова
плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись,
вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься.
Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает
согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без
черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками,
а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда
проходили мимо».
Художники Кость Лавро и Ольга Ионайтис
Прочитать и скачать повесть по ссылке: https://drive.google.com/file/d/0BwM2I9tFqCR1YUpkN1B1VGQwd3M/edit
Комментариев нет:
Отправить комментарий